Какие перемены ждут рынок больших данных объемом 10–30 млрд руб.

Продажа больших данных — это огромный рынок, объем которого оценивается в 10–30 млрд руб. Чего ждать игрокам рынка в случае принятия закона об обезличенных персональных данных, рассказывает Павел Лихницкий, гендиректор DIS Group

Продажа больших данных — это огромный рынок, объем которого оценивается в 10–30 млрд руб. Чего ждать игрокам рынка в случае принятия закона об обезличенных персональных данных, рассказывает Павел Лихницкий, гендиректор DIS Group Фото: @tvick / unsplash

По оценкам Ассоциации больших данных (в нее входят «Яндекс», Mail.Ru Group, Сбербанк, Газпромбанк, «МегаФон», «Ростелеком» и др.), объем рынка big data в России составляет от 10 млрд до 30 млрд руб. К 2024 году он, согласно прогнозам, достигнет 300 млрд руб. При этом многие эксперты считают, что дальнейшее развитие этого рынка тормозится из-за недостаточного государственного регулирования.

Крупные компании пробуют взять инициативу в свои руки. Так, в конце этого лета Ассоциация больших данных и Институт развития интернета разработали кодекс саморегулирования компаний на рынке больших данных. Предполагается, что он может стать подспорьем для поправки к закону «О персональных данных», которая уже несколько лет обсуждается в России. Эта поправка должна определить правила использования, покупки и продажи обезличенных больших данных в нашей стране. Последний проект закона в этой области Минкомсвязи подготовило в середине сентября.

Как бизнес и государство могут использовать большие данные?

Для поиска инсайтов (скрытых возможностей) на основе закономерностей в данных (например, узнать, как средний чек зависит от времени суток); для предиктивной аналитики (предсказать, что в час пик нагрузка на транспорт вырастет в определенное число раз); для визуализации данных (показать, что в определенном районе не хватает, например, поликлиник или парковочных мест).

Нужно ли все-таки более четкое регулирование в этой области и как оно в итоге отразится на бизнесе и качестве государственных услуг?

Как устроена продажа персональных данных сегодня

Отдельные активности по продаже обезличенных данных организации проводят и сейчас. Только департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы с 2015 по 2018 год потратил на покупку геоданных более 500 млн руб. Операторы связи и банки периодически сообщают о росте прибыли от внешней монетизации своих данных (продажа, обмен данными). Но из-за отсутствия четких правил игры многие компании опасаются активнее в это инвестировать. В некоторых областях обмен данными и их продажа развиты совсем слабо, например в области здравоохранения.

Как устроена продажа обезличенных данных сейчас? Совершенно по-разному: какие-то компании делают это открыто, потому что считают себя вправе распоряжаться собранными сведениями. Какие-то компании работают через посредников, подписывая соглашения о конфиденциальности, чтобы избежать репутационных рисков. Во втором случае покупатель часто не знает источник данных, а значит ему сложно доверять им в полной мере. Для небольших компаний без связей это представляет особенно большую проблему: они часто не могут приобрести данные напрямую и вынуждены использовать купленные сведения без указания их источника.

Отмечу, что в России внешняя монетизация актуальна для 33% компаний, где работают специалисты по работе с данными, которых опросила компания DIS Group в рамках форума «Цифровая организация» в мае 2019 года. В опросе приняли участие 400 участников форума. Для сравнения: согласно отчету Forrester 2018 года по всему миру внешней монетизацией уже занимаются 47% компаний.

Именно поэтому целый ряд экспертов и специалистов рынка выступают за необходимость развития государственного регулирования области (определение владельцев данных, правил их продажи, обмена и другое). В рамках уже указанного опроса 45% специалистов по работе с данными заявили, что сфера работы с Big Data недостаточно зарегулирована. Что существующих законов достаточно, считают 30% участников опроса, затруднились ответить 25%.

С технической точки зрения проблем с обезличиванием данных нет. Современные решения позволяют легко найти информацию, которую нужно удалить или спрятать, даже в очень больших наборах данных.

Какие сведения придется прятать при законной продаже данных

Прятать (или, как говорят специалисты, маскировать) придется все сведения, которые потенциально могут привести к идентификации гражданина:

имя, фамилию, адрес, телефон, адрес электронной почты.

Точного перечня сведений, которые нужно обезличивать, нет. Обычно компании стараются перестраховаться и замаскировать все, что может потенциально представлять риски.

Войти в систему
Email:
Пароль:
   Забыли пароль

Калькулятор прибыли

Прибыль компании 10.00 млрд руб.

Стоимость 1 акции 104.01 руб.

Прогноз прибыли 17% в месяц

Купить акции Ростелеком

руб.

Рассчитать прибыль

Предупреждение о финансовых рисках:  Торговля на финансовых рынках связана с высоким материальным риском. Никогда не вкладывайте деньги в этот бизнес, если потеря может негативно отразиться на Вашем образе жизни. Также, существуют риски связанные с использованием программного обеспечения, работающего через Интернет, в том числе риск сбоев, или отказа оборудования и программ. Утверждения о любой возможной доходности в любых источниках не гарантируют ее повторения.

Прогнозы рынка ММВБ

Дневные рекомендации по акциям ММВБ, прибыль 3 - 5% в день

  • Быстрый старт всего 1 день
  • Прогнозы рекомендации по 20 ведущим компаниям
  • Рассылка сигналов в онлайн режиме
  • Помощь в открытии брокерских счетов
Получить рекомендации
© 2012 - 2019 NASDAQ-STOCKS.RU all rights reserved.
Я принимаю Яндекс.Деньги
Сделано в компании WS
Ваши данные надежно
защищены THAWTE
В содружестве
с Ассоциацией
Российских Банков